ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович
(15.05.1848— 10[23].07.1926), великий русский художник, участник право-монархического движения, один из авторов Иконы Покрова Монархической, член редкомиссии «Книги русской скорби». Родился в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. В 1862 закончил Вятское ДУ и поступил в Вятскую ДС, откуда ушел в 1867 из предпоследнего философского класса. Рано начал рисовать. Помогал художнику Андриолли расписывать Вятский собор. Получив благословение отца, отправился в С.-Петербург, где учился в Рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (1867–1868, его наставником был И. Н. Крамской) и в Академии художеств (1868–1875). Член «Товарищества передвижников». Выставлять свои работы начал с 1869, сначала на академических, затем на передвижных выставках. В 1876 поехал во Францию, где проработал около года. Вернувшись в Россию, поселился с семьей в Москве. Он писал: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Первыми картинами, которые критики встретили как новое, национальное направление в русской живописи, стали «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), «Ковер-самолет» (1880) и «Аленушка» (1881). Панно «Каменный век» (1883–1885), исполненное художником для Исторического музея в Москве, впечатляло современников своей экспрессией.

Принципы русского стиля мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883). В 1881 Васнецов также начал работу над самой знаменитой своей картиной «Богатыри», которую завершил только через 18 лет. В 1883–1901 он работал над оригиналами для мозаик храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в С.-Петербурге, построенного на месте смертельного ранения Императора Александра II. В 1885–1891 мастер работал в Киеве над росписью кафедрального Владимирского собора (по окончании этих работ в 1893 он был избран действительным членом С.-Петербургской Императорской Академии художеств). На своей первой персональной выставке в 1898 Васнецов показал «Богатырей», которые были восторженно встречены современниками. С н. XX в. Васнецов активно сотрудничал с Комиссией по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих Москвы, созданной по инициативе начальника московского сыскного отделения знаменитого С. В. Зубатова в целях отвращения рабочих от революционной деятельности. В к. XIX — н. XX в. он сблизился с Л. А. Тихомировым, которому оказал помощь в издании его фундаментального труда «Монархическая государственность». Художник инициировал и профинансировал издание книги и даже лично подобрал шрифты, в результате чего издание получилось дороже и объемнее — в 3-х, а не в 2-х томах, как предполагалось Тихомировым изначально. Дружба художника с Тихомировым относится ко времени, когда Васнецов работал над картинами-иконами для Георгиевского храма мальцевского Хрустального завода Владимирской губ. (с. Гусь), а Тихомиров над книгой своей жизни. Васнецов ценил в Тихомирове государственный ум и русское публицистическое перо, Тихомиров же называл Васнецова «одним из немногих людей», с которыми он мог «говорить вполне по душе с полным взаимным пониманием».

Осенью 1905 революционизированное студенчество устроило митинг на выставке религиозных полотен Васнецова для Георгиевского храма в с. Гусь. Выставка, проходившая в С.-Петербургской Академии искусств, была сорвана и закончилась скандалом. Художник, справедливо полагавший, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой», был возмущен политиканством в стенах храма искусства и вышел из состава Академии. Ужасы кровавого террора 1905 года способствовали окончательному оформлению у художника твердой политической позиции: он примыкает к Союзу Русского Народа. Однако Васнецов не любил всякого рода заседания и общества, поэтому организационно не входил ни в одну из черносотенных организаций. Он был членом Редакционной комиссии «Книги русской скорби», иллюстрировал два выпуска Книги, в которой публиковались некрологи и жизнеописания жертв террора. Заметным событием в истории черносотенного движения стало создание Васнецовым Иконы Покрова Монархической, почитавшейся правыми. 3-й Всероссийский съезд Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для cъездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Икона была исполнена по просьбе лидеров монархистов Васнецовым и московским иконописцем В. П. Гурьяновым и освящена сщмч. митр. Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апр. 1907 в день открытия 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа). Знаменитым творением мастера стал памятный крест на месте убийства вел. кн. Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря). Васнецов был также автором похожего по стилю памятника на могиле одного из вождей право-монархического движения В. А. Грингмута (1907) на кладбище московского Скорбященского монастыря (ранее в 1896 на том же кладбище по рисунку художника был изготовлен памятник крупному правому публицисту Ю. Н. Говорухе-Отроку). Васнецов продолжал много трудиться, выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в создании фасада Третьяковской галереи (1906) и реставрации Московского Кремля. Он изготовил киот с образом Спасителя в терновом венце, который находился в полковой церкви во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы л.-гв. Семеновского полка, где были похоронены убитый террористкой командир полка генерал-майор Г. А. Мин и три солдата полка, павшие при подавлении бунта в Москве в дек. 1905. Художник был одним из самых активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, включавшем в свой состав всех видных деятелей национального направления в русской культуре. После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «СивкаБурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост»... Он существовал на пенсию, предоставленную ему, как заслуженному художнику, советской властью, которой он, в свою очередь, вынужден был продать дом, являющийся теперь домом-музеем. В горнице этого дома и по сей день стоит богатырский дубовый стол с изображение огромного Двуглавого Орла во всю ширь, который ярко иллюстрирует масштаб и дух васнецовского монархизма.

Значение Васнецова для развития творческой стихии русского монархизма трудно переоценить. Именно на его картинах воспитывалось поколение будущих теоретиков русского самодержавия (И. А. Ильин, П. А. Флоренский). Именно Васнецов дал начало национальной школе в русской живописи (М. Нестеров, П. Корин, И. Билибин). Черно-белые открытки с изображениями картин Васнецова, миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру, именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались — богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918–1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции. Скончался Васнецов в Москве в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова.

Соч.: Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вст. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. М., 1987.

Лит.: В. М. Васнецов и Д. Н. Ломан по письмам и документам из фондов РГИА // Москва в начале ХХ века: Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. Книга-альбом / Автор-сост. А. С. Федотов. М., 1997; Соловьев, о. И. И. Православно-христианская философия в русском искусстве. Харьков, 1910; Удальцова М.«Я всегда только Русью и жил...» К 155-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) // Голос совести. 2003. № 5 (9); Успенский А. И. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1906. Арх.: ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 7–11; Дом-Музей В. М. Васнецова. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 299. А. Степанов, С. Чесноков


Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917. — М.: Институт русской цивилизации. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович" в других словарях:

  • Васнецов Виктор Михайлович — Виктор Васнецов Автопортрет. 1873 Дата рождения: 3 (15) мая 1848 Место рождения …   Википедия

  • Васнецов, Виктор Михайлович — живописец; род. в 1848 г.; воспитывался в Вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп. Академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные …   Большая биографическая энциклопедия

  • Васнецов Виктор Михайлович — [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, ‒ 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867‒68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868‒75), действительным членом которой стал в… …   Большая советская энциклопедия

  • ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович — (1848 1926) российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины ( С квартиры на квартиру , 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок ( После побоища , 1880,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Васнецов Виктор Михайлович —         (1848 1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867 68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868 75). Член ТПХВ (с 1876; см. Передвижники). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге …   Художественная энциклопедия

  • Васнецов Виктор Михайлович — (1848 1926), рус. художник. Брат А.М.Васнецова. Чл. Т ва передвижников. В историю рус. иск ва вошел как создатель картин на сюжеты из нар. эпоса. В 1880 С. И. Мамонтов, владелец Абрамцева, предложил В. Д. Поленову и В. написать картину на сюжет… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Васнецов Виктор Михайлович — выдающийся русский живописец. Родился в 1848 г. в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868 73 годах учился в Академии Художеств, по окончании которой ездил за границу. Выставлять начал с 1869 г., сначала на академических,… …   Биографический словарь

  • Васнецов, Виктор Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов …   Википедия

  • Васнецов Виктор Михайлович — (1848 1926), живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Алёнушка», 1881 …   Энциклопедический словарь

  • Васнецов Виктор Михайлович — В. М. Васнецов. Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 1926, Москва), живописец, брат . Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского (1867—68) и в Академии… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»